Лидер – это хороший руководитель, а хороший руководитель – всегда лидер. Эти два понятия становятся неразрывными, и не стоит думать, что настоящие лидеры нужны только во главе целой компании. По словам Ксении ВАЛИЕВОЙ, для любого предприятия важно, чтобы лидерскими качествами обладали все сотрудники, возглавляющие каждое отдельное направление деятельности.

– Должна сказать, что руководитель вовсе не обязательно должен иметь подчиненных, – уточняет К. ВАЛИЕВА. – Мы говорим о руководителе, который, в первую очередь, управляет процессами и способен изменять их, подстраивая под требования современности. А нужны для этого подчиненные или нет – это уже вопрос второго порядка.

Поэтому руководитель и лидер вовсе не обязательно должен быть человеком, «размахивающим шашкой», команды которого все безоговорочно выполняют. Но он обязательно должен быть настоящим профессионалом своего дела, способным, во-первых, понимать, какие цели необходимо поставить перед собой в данный момент, во-вторых, уметь достигать поставленных целей.

Ксения ВАЛИЕВА выделяет четырех типах лидерства, характерных для различных этапов развития компании. Каждый из них формирует свой тип управления. Если внимательно проанализировать каждый из них, можно понять, насколько важно еще и четко определить, на каком этапе развития находится компания. Ведь ошибочный выбор типа управления также может оказаться тем сдерживающим фактором, который не позволит поставить правильные задачи, а значит – будет сдерживать естественный эволюционный процесс.

Четыре типа лидерства (по Ицхаку Адизесу)

1.Производитель

Стиль управления, необходимый на начальном этапе становления компании. В этом случае руководитель играет роль няньки для большинства своих подчиненных, которых нужно обучать, прививать им необходимые профессиональные качества и т.д. В общем, через этот этап прошло большинство руководителей, которым приходилось поднимать бизнес с нуля.

  1. Администратор

Как правило, он появляется, когда бизнес в компании уже начинает налаживаться и возникает необходимость в упорядочении действий всего коллектива. Устанавливаются некие нормативы, вводится планирование и периодическая отчетность, разрабатываются графики (приема заявок, отгрузок и т.д., если речь идет о логистической компании). Обычно применение административного стиля ведет к оптимизации процессов на предприятии, что позволяет работать более эффективно. Основные элементы административного стиля могут применяться и в долгосрочной перспективе. Однако при переходе компании на следующий этап развития внимание лидеров смещается от администрирования к стратегическим бизнес-категориям.

  1. Предприниматель

На этом этапе от лидера требуется умение «видеть сквозь туман», то есть определять те направления развития бизнеса, которые еще не проявились на рынке, но в будущем обязательно предоставят новые возможности. Текущий процесс уже налажен, и руководитель больше не уделяет ему главное внимание. Вместо этого он фокусируется на стратегическом планировании. По словам Ксении ВАЛИЕВОЙ, данный стиль управления позволяет вовремя внедрять инновации, что помогает бизнесу «не сгинуть» в водовороте очередного кризиса.

  1. Интегратор

Он предполагает фокусирование на корпоративных ценностях, невероятно повышает стоимость бренда. Обеспечивает стабильное развитие в долгосрочной перспективе.

Каким должен быть лидер?

– После того, как определено, на какой стадии развития находится бизнес, какие цели перед собой ставит и какой стиль управления для него наиболее приемлем, нужно обратить внимание на личность самого лидера, – продолжает Ксения ВАЛИЕВА. – В специальной литературе можно найти множество рассуждений о том, что настоящий лидер должен быть решительным, предприимчивым, способным смело внедрять инновации, понимающим своих сотрудников и т.д. Но давайте сразу договоримся, что в природе идеальных людей не существует. И вряд ли мы найдем хоть одного менеджера, который на самом деле обладает всеми теми качествами, которые ему приписывают некоторые теоретики.

ПОЗВОНИТЕ МНЕ
+
Жду звонка!