Кадры решают все! И логистика не исключение. Ты можешь быть мега профессионалом, знать и уметь как простроить все процессы по движению материального потока в цепочке поставок, но если у тебя нет замотивированной команды, дела не будет…
Логистика,- она разная: склад, транспорт, планирование и прогнозирование, закупки, ВЭД, клиентский сервис. Каждая сфера имеет свои специфические задачи и цели. И для каждой роли в логистике – разные требования. Для понимания, о чем я говорю, приведу некий собирательный образ по каждой фуккции:
Движемся по логике процессов. В начале – Планирование:
Менеджер по планированию – « голова» логистики – от его точности и аккуратности зависит точность прогноза спроса, своевременность заказов товара, оборачиваемость и уровень сервиса. Часто – интроверт, способный концентрироваться и удерживать во внимании одну задачу долгое время. ( долгое для меня- более 45 минут).Обладающий аналитическим мышлением и математическим складом ума. Возможное совмещение с функцией менеджера учетной базы. Не рекомендуется совмещать эту позицию с транспортной логистикой, закупками и клиентским сервисом.
Менеджер по закупкам и ВЭД – «ноги» логистики. Основные компетенции-очень похожи на менеджера отдела продаж. Он умеет быстро ориентироваться в коммерческих вопросах, умеет увидеть выгоду раньше своего визави, отстоять лучшие условия договора, обладающий способностью договариваться и решать не стандартные вопросы. Он аккуратен в коммерческих вопросах и документах и уладит вопросы на всех уровнях от перевозчика –до таможенного инспектора. Как правило это экстраверты, холерики/сангвиники. Это особая каста людей способная совмещать и закупки и внешнюю транспортную логистику.
Менеджер склада (Зав склад) – «тело» логистики. Он выстроит процессы на складе и удержит в ежовых рукавицах не простой складской персонал. Он ответственен (материально и морально) и честен, склонен к упорядочиванию процессов и плохо лежащих товаров, имеет способности в педагогике. Умеет ругаться матом. Экстраверт или интроверт здесь не имеет значение- хороши будут все, кто справляется с вышеперечисленными задачами. Потенциальный руководитель департамента логистики
Менеджер клиентского сервиса – «руки» логистики. Это мотор, огонь, скорость и коммуникабельность. Он умудряется принять и обработать все заказы со скоростью приводящую в изумление, пощебетать с клиентами, обменяться любезностями с бухгалтерией и маркетингом, пиво по пятницам – с отделом продаж. Это коммуникатор и коннектор. Его порвет на части если вы усадите его за сведение учетной базы и прогнозирование. Но это не про то что он не способен, а про то что это совсем не его. Конечно это выраженный экстраверт.
Душа логистики – это руководитель. Он вдохновляет и мотивирует и как положено профессионалу каскадирует цели компании до уровня каждого сотрудника, добивается одинакового понимания каждым своей роли и ответственности. Задача руководителя выстроить такую систему мотивации, чтобы она была понятна, прозрачна, достижима и финансово значима для сотрудников.
Функция | Рекомендуемые KPI |
Планирование, прогнозирование | Выполнение плана продаж, оборачиваемость, уровень сервиса |
Закупки и ВЭД | Выполнение плана продаж/прибыли. Норма себестоимости. |
Склад | Выполнение плана продаж. Уровень сервиса |
Клиентский сервис | Выполнение плана продаж. Уровень сервиса |
Кто то может сказать – логистика же не продает! Почему же один из KPI это план продаж? – это верное замечание, конечно логистика не продает, но она оказывает порой решающее влияние на выполнение плана продаж и справедливо сказать, что от работы логистики завистит что, когда и в каком количестве будет продано.